girl3



 
загрузка...

Новое на сайте

29.05.2008 23:39

    Среди горожан и крестьян были распространены чаепития, которые назывались "чайными собраниями". В отличие от роскошных турниров аристократов это были более скромные чаепития. Создание атмосферы внутренней сосредоточенности и душевного согласия для участников таких собраний связано с еще одним из создателей чайной церемонии — Сюкю Мурата (1422-1502). Из его биографии известно только то, что он жил в городе Нара, участвовал в чайных собраниях и чайных турнирах. Потом он долгие годы скитался по разным провинциям Японии, пока не пришел в дзэн-буддийский монастырь Дайтокудзи, где стал постигать учение дзэн. Мурата обогатил искусство питья чая философией и эстетикой дзэн-буддизма. Для проведения чайных церемоний вместо роскошных павильонов он стал использовать крохотную комнатку Додзисай, тем самым противопоставив роскоши естественность и простоту. В чайной комнате Мурата установил открытый очаг (ирори), над которым в железном котелке кипятилась вода. Чайные принадлежности размешались на специальной полочке. Стены комнаты украшали свитки с иероглифическими надписями. Чайная церемония, которую Мурата проводил сам, была попыткой уйти от суровой действительности в обстановку тишины и умиротворения, слиться в гармонии с природой. Мурата впервые сформулировал четыре принципа чайной церемонии: гармония ("ва"), почтительность ("кей"), чистота ("сей") и тишина, покой ("секи"). Причем тишина, понималась как просветленное одиночество.

   Продолжателем дела Мурата стал Сео Танэко (1502-1555). Он родился в городе Сакаи в семье богатого дубильщика. В 1525 году, переехав в Киото, Танэко стал изучать и пропагандировать чайную церемонию. Ему принадлежит заслуга создания чайного домика ("тясицу"), в котором проводилась сама церемония. Исходя из принципа "ваби" (спокойный вкус), Танэко придал "тясицу" вид небольшого крестьянского дома с соломенной крышей. Размер такого сооружения равнялся четырем с половиной "татами" (около 8 кв.м.). Как гласит легенда, в помещении подобного размера однажды смогли поместиться восемьдесят четыре тысячи учеников Будды.
   При проведении чайной церемонии Танэко наряду с китайскими чашами и вазами стал широко использовать керамические сосуды, которые изготовляли японские мастера. Сохранились предания о том, что Танэко коллекционировал чайные чаши, чайницы для хранения порошка чая и сосуды для воды. Он имел удивительную коллекцию свитков с калиграфическими надписями "карамоно" (около 60 экземпляров). В чайном домике из этих свитков всякий раз вывешивался один, с тем чтобы создать определенный настрой именно для данной церемонии.
Учеником Сэо Танэко был выдающийся мастер чайной церемонии Сен-но Рикю (1521-1591). Рикю также родился в городе Сакаи. Его дед был одним из советников при дворе сегуна, а отец — богатым торговцем. Рикю много путешествовал по стране, изучал керамическое производство и даже принимал участие в создании новых чаш и ваз.
   

Чайная церемония в Японии  Сен-но Рикю усовершенствовал чайный домик ("тясицу") и разработал принципы создания сада ("тянива") около него. Из многочисленных чайных домов, которые на протяжении своей жизни он создавал, до наших дней сохранился только павильон Тайан в храме Мекиан в окресностях Киото. Чайная комната, созданная Сен-но-Рикю, на первый взгляд, может показаться слишком маленькой и очень простой, но по сути весь ее интерьер был продуман до самых мельчайших деталей. Конструкция чайного домика и устройство прилегающего к нему сада были связаны с эстетическими категориями "саби" — элегантная красота и "ваби" — спокойный вкус, обозначающими гармоничное слияние изысканного и простого, спокойного и печального, скрытой естественной красоты.
   Через маленький сад шла дорожка из камней, вдоль которой устанавливалась деревянная изгородь, в саду возвышались каменные фонари и просто камни, поросшие мхом. Особое значение имели каменные сосуды с чистой водой. На таком сосуде-колодце лежал маленький ковшик из бамбука с длинной ручкой. Каждый гость был обязан омыть руки, лицо, прополоскать рот, затем особым образом, поднимая ковшик с водой, омыть после себя ручку ковшика. В наши дни сосуды с водой — непременная деталь не только чайного сада, но и любого храма. В саду обычно высаживали сосны, кипарисы, бамбук, вечнозеленый кустарник. Все элементы чайной церемонии должны были создавать настроение сосредоточенности и отрешенности.
   Особое значение придавалось конструкции чайного домика — "тясицу". Это небольшая комната, в которую ведет узкий и низкий вход — около 60см в длину и ширину. В идею столь уменьшенного входа в чайный домик был заложен глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен непременно согнуться, потому что здесь все равны. Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия войти внутрь вооруженными: длинные мечи приходилось оставлять за порогом. Сама комната была оформлена скользящими дверями, покрытыми белоснежной полупрозрачной японской бумагой. Опоры были деревянными, сохраняющими свою естественную кору. Потолок был отделан бамбуком или тростником. Но самым важным элементом в интерьере чайного домика считалась ниша — "токонома". В ней обычно помещался свиток с живописью или каллиграфической надписью, ставились букет цветов и курильница с благовониями. "Токонома" располагалась напротив входа и сразу же привлекала внимание гостей. Свиток для "токономы" подбирался с особой тщательностью и был непременным предметом обсуждения во время церемонии. Важное значение придавалось освещению "тясицу" — чайного домика. Как правило, в домике было по шесть-восемь оконцев, разных по размеру и форме, дававших оптимальное — не слишком яркое и не слишком тусклое — освещение. В некоторых случаях можно было раздвинуть рамы, и тогда гости получали возможность любоваться частью сада, горой на фоне вечернего неба или луной в ночь полнолуния. Но чаще всего окна в чайном домике были закрыты.
   В 15-16вв. чайная церемония превратилась в своеобразный мини-спектакль. Ритуал проведения чаепития канонизировался, заданными стали последовательность действий и поведения. Войдя в простые деревянные ворота, гости погружались в особый мир, оставляя за спиной все мирское, и подчинялись лишь законам действа. В молчаливой сосредоточенности они проходили по чайному саду. Как это принято во всех японских домах, входя в чайный павильон, гости снимали обувь и оставляли ее у порога. Низко склонившись, они входили внутрь и также в молчании рассаживались, сосредоточенно любуясь свитком в "токономе" и утонченной естественностью композиции цветов. Подбору цветов, как и свитку, хозяин уделял особое внимание. Считалось, что, как и всё в чайной церемонии, букет должен быть составлен по принципу единства контрастов, например, ветка сосны — символ стойкости и вечности — соседствовала с нежной хрупкой камелией.



 
footer_logo2     О нас      Карта сайта       Цитирование и перепечатка     Обратная связь        
   
© Женский онлайн журнал "Зефир". 2008-2012. All rights reserved
Все права защищены. Все элементы дизайна, а также логотип, являются собственностью владельцев журнала.

Цитирование и перепечатка материалов разрешается только при наличии активной ссылки на сайт Zephire.ru
Пользуясь сайтом Zephire.ru, вы соглашаетесь с Правилами и условиями сторон и Политикой конфиденциальности.