girl3



 
загрузка...

Новое на сайте

29.05.2008 23:39

  БУДДИЗМ  

Буддизм

   Буддизм является самой давней мировой религией. Его история насчитывает более 2,5 тысячи лет. Возник буддизм в VI веке до н.э. в Северной Индии, где уже существовала развитая религиозная традиция, представленная в первую очередь брахманизмом — древнеиндийской национальной религиозной системой. Последняя была тесно связана с племенными культами ариев и характеризовалась возвышением касты жречества, которая сосредоточила в своих руках исключительное право на обладание божественной мудростью. Преодолеть подобный религиозный монополизм, ограничивающий желание широких слоев населения достичь освобождения, от бремени внешнего мира, и был призван буддизм, открывший возможность каждому следовать путем спасения, указанным Буддой (термин «будда» в переводе с санскрита означает «просветленный»). В противовес тому же брахманизму, акцентировавшему внимание на размышлениях об истинной природе бытия, новая религия действенно актуализировала тему освобождения, придав ей единственно жизненное значение. «Только одному учу я вас, монахи, — говорит Будда, — страданию и концу страдания. Так же, как море имеет везде один вкус, вкус соли, так и мое учение имеет один вкус — освобождения».
   БуддизмОб основателе буддизма каноническая традиция повествует много интересного, раскрывая весь драматизм его судьбы. В частности, легендарное предание гласит, что царевич Сиддхартха Гаутама (в последствии Будда) был сыном князя племени шакья, родился чудесным образом — из бока своей матери Майи, с детства отличался необычным умом и способностями. Постоянно окруженный роскошью и весельем, как-то раз во время прогулки он увидел покрытого язвами больного, согбенного годами старика, похоронную процессию и, наконец, погруженного в глубокие раздумья аскета. Эти четыре встречи, согласно легенде, коренным образом изменили мировоззрение беспечного принца. Гаутама узнал, что в мире существуют несчастья, болезни, смерть, что миром правит страдание. Уйдя из отчего дома, он пространствовал 7 лет, пытаясь постичь истину. И вот однажды, сидя под деревом Бодхи (познания) и предаваясь размышлениям, Сиддхартха вдруг «прозрел» — его охватило глубокое внутреннее мистическое озарение. Он познал тайны и внутренние причины круговорота жизни, став Буддой («Просветленный»). После своего просветления Гаутама несколько дней просидел под священной смоковницей, не будучи в силах сдвинуться с места. Этим воспользовался злой дух Мара, который начал искушать Будду, призывая его не возвещать истину людям. Но Будда стойко вынес все искушения и продолжал свой великий подвиг. Придя в Сарнатх близ Бенареса, он собрал вокруг себя пятерых аскетов, ставших его учениками, и прочел им проповедь, изложив в ней основы собственного учения.
   Суть наставлений Будды в следующем: мир есть страдание; причина страданий — человеческие желания; чтобы избавиться от страданий, нужно искоренить желания; преуспеть в подобном — значит придерживаться восьмиступенчатого пути, разработанного Просветленным. А путь этот таков: 1) праведная вера (следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий и что необходимо подавлять в себе страсти); 2) праведная решимость (следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления); 3) праведная речь (следует следить за своими словами, дабы они не вели ко злу — речь должна быть правдивой, доброжелательной); 4) праведные дела (следует избегать плохих поступков, сдерживаться и делать добрые дела); 5) праведная жизнь (следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому); 6) праведная мысль (следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе); 7) праведные помыслы (следует уяснить, что зло — от нашей плоти); 8) праведное созерцание (следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредотачиваться, созерцать, углубляться в поисках истины). Именно за этим путем лежит полное освобождение от чувственного, феноменального бытия (сансары) с его ужасами перерождений, законом кармы, постоянным страхом перед неизвестностью будущего и достижение состояния абсолютного покоя (нирваны), где отсутствуют земные горести и несчастья. Но этот путь требует постоянного нравственного усилия. В нем кредо всей буддистской доктрины, прекрасно выражаемое размышлением одного святого: «В уме того, кто понимает ненадежность этой преходящей жизни, возникает мысль: к чему это беспрерывное сгорание, эти вспышки пламени ? Оно полно отчаяния и страшно! О, если бы мне достичь того состояния, где становление уже совершилось! Каким спокойным и сладким был бы конец всех ошибок, всех страстей и мучений — великий покой — Нирвана! Есть ли такое место, в котором человек мог бы осуществить Нирвану ? Да, о царь. Это место — добродетель».
   БуддистыУчение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон Типитака (или на санскрите Трипитака) — Три корзины, состоящий из трех частей — Абидхармапитаки, Сутра-питаки, Винаяпитаки. Абидхарма-питака включает религиозно-философские тексты, Сутрапитака касается вероучительных положений и, наконец, Винаяпитака — это своеобразный кодекс правил, регулирующий жизнь монахов и сангхи (общины верующих) в целом.
   Буддизм не является цельной религиозной системой. По мере эволюции и распространения к началу нашей эры в нем оформились два направления: «узкий» путь спасения — хинаяна и «широкий» — махаяна. В хинаяне путь к спасению пролегает через членство в сангхе, то есть через монашеское состояние. Соответственно в этой разновидности буддизма возрастает роль совершенствования в учении, коллективного знания; относительно простой выглядит обрядность, менее значим и сложен пантеон. Идеалом праведника является архат, т.е. человек, добившийся освобождения от всего мирского. Крайний аскетизм отличает обрядовую сторону хинаяны.
   В махаяне же допускается возможность спасения мирянина, в особенности под руководством сострадательного бодхисаттвы (святого подвижника). Поэтому усиливается значимость молитвы, обряда, эмоциональной и иррациональной связи с высшими существами. Усложняется и пантеон богов. Следует также отметить, что в махаяне этическая норма превращается с индивидуально-эгоистической в альтруистическую, детально разрабатывается концепция о рае и аде, вводится культ будды грядущего Майтрейи, своеобразного буддийского мессии. Эти новшества обеспечили махая-нистской ветви доминирующее положение, которое сохраняется за ней и поныне.
   В середине I тысячелетия н.э. сложилось еще одно направление буддизма — ваджраяна (алмазная колесница), развивающее идеи единства тела и Космоса, энергетического начала сущего. Для него характерны интенсивная йогичес-кая практика, подчеркивание роли озарения в постижении истины, утверждение достижимости нирваны с помощью медитации. От махаяны ваджраяной унаследованы основы учения, религиозно-философские тексты, частично — пантеон.
   В целом, зародившись в Индии и пережив там расцвет, буддизм постепенно начал вытесняться оттуда индуизмом — поздней национальной религией индусов, оказавшейся более приспособленной к местной религиозно-культурной традиции. Но это ни в коем случае не сказалось отрицательно на его популярности. Буддизм сумел надежно закрепиться в сознании и практике народов других регионов: Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока, где и сейчас сохраняет ведущие позиции.   



 
footer_logo2     О нас      Карта сайта       Цитирование и перепечатка     Обратная связь        
   
© Женский онлайн журнал "Зефир". 2008-2012. All rights reserved
Все права защищены. Все элементы дизайна, а также логотип, являются собственностью владельцев журнала.

Цитирование и перепечатка материалов разрешается только при наличии активной ссылки на сайт Zephire.ru
Пользуясь сайтом Zephire.ru, вы соглашаетесь с Правилами и условиями сторон и Политикой конфиденциальности.